Семинар посвящен проблеме интерпретации элит, проблеме элитизма и элитизма в Католической церкви. Сформулированная в конце XIX – начале XX вв. итальянскими мыслителями Г. Моска, В. Парето и немецким социологом Р. Михельсом, классическая теория элит по сей день вызывает ожесточённые споры. В условиях господства «элитистской парадигмы» в современной российской и европейской политической науках серьезной научной проблемой стал вопрос о содержании самого термина «элиты». Его принято интерпретировать либо в структурно-функциональном ключе как синоним аристократии, политического истеблишмента, правящего класса, либо в оценочных критериях как лучшая, избранная часть общества, обладающая непререкаемым авторитетом у сограждан в силу ума, таланта, профессионализма и иных добродетелей. Церковные авторы изучают этот феномен с позиций аксиологического анализа, что позволяет взглянуть на проблему элитизма в контексте противостояния элит и контрэлит. Развернутая Церковью критика политического истеблишмента и социальной несправедливости могла бы иметь все черты риторики «контрэлит» в том случае, если бы речь шла о чисто политическом сообществе. Поскольку миссия Церкви не исчерпывается политикой, а определяется задачами евангелизации и христианского свидетельства, современные католические богословы выступают против любых узких дефиниций и предлагают свое видение проблемы.
В качестве католической элиты можно рассматривать кардиналов. В основе этого определения лежит позиционный метод, исходящий из предположения о том, что лица, занимающие руководящие должности, наделены реальным влиянием. Хотя позиционный метод не учитывает репутацию и активность элитных персон, он представляется оптимальным для изучения католической церкви, отличающейся устойчивой структурой и закрытостью принятия решений. Кардиналы находятся на вершине церковной иерархии и (до 80 лет) выполняют такие функции, как управление католическими институциями и выборы понтифика. Одним из важнейших каналов рекрутирования европейской католической элиты выступает система образования. Как показывают результаты структурно-биографического анализа, занятие высших позиций требует от кардиналов соответствия «правилам игры» поля религии, задающимся в Риме. Продвижение по ступеням образования сопровождается снижением укорененности, понимаемой как совпадение места рождения и обучения прелатов. Лидирующие позиции по числу элитных выпускников занимают Папские Григорианский и Латеранский университеты. Университетская специализация способствует структурированию католической элиты и самого поля религии.
В условиях отказа мирян от делегирования функции спасения повышается ценность образования в области теологии и филологических наук. Эти специальности позволяют кардиналам переопределять (общественную) значимость собственной позиции и делать содержание религиозного языка доступным для членов светского сообщества. Получение церковными иерархами светского образования указывает на взаимодействие полей религии и власти. Несмотря на отсутствие единой модели элитного образования, ключевым механизмом самовоспроизводства католической элиты остается педагогическая деятельность. Во многих случаях конвертация накопленного образовательного капитала в религиозную власть (должность) осуществляется кардиналами-европейцами через руководство учебными заведениями.
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.