Социальный семинар имени А.А. Красикова "Модели религиозного образования в Европе: проблемы, вызовы, перспективы"
Дата и время: 25 октября 2024 года, пятница. Начало в 14.00
Семинар пройдет в гибридном формате в зале заседаний Ученого Совета ИЕ РАН.
Докладчик: Елена Михайловна Мирошникова, д.филос.н., профессор, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра культурологических и религиоведческих исследований, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина
Содокладчик: Вероника Евгеньевна Язькова, к.и.н., с.н.с. Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН
В докладе Е.М. Мирошниковой речь пойдет о значении религиозного образования в Европе как реального механизма ответа на вызовы религиозного плюрализма. Ключевая проблема в отношении перспектив религиозного образования и кардинальном отличии подходов к его реализации: или предоставить всем религиозным меньшинствам право на преподавание в государственной школе, или не вводить обязательного урока религии, обеспечивая принцип равенства. В моделях религиозного образования реализуются различные подходы. Первая модель (конфессиональная) teaching of religions концентрируется на преподавании одной конкретной религии. Вторая модель (неконфессиональная) teaching about religions – на передаче знаний о нескольких религиях. Эти модели отражают разные подходы к задачам государственной образовательной системы. В контексте конфессиональной модели школа представляется как институт, удовлетворяющий потребности семьи и учеников. Конфессиональная модель позволяет получить и углубить знания о собственной религиозной традиции, а также содействует сохранению идентичности религиозных меньшинств. Неконфессиональная модель нацелена на реализацию потребностей общества и государства и способствует формированию национальной и в перспективе гражданской идентичности.
В.Е. Язькова рассматривает принцип «паритетности» как альтернативный государственному вариант образования на примере «паритетных школ» Италии. Католическая педагогика – заметное явление в истории страны, которое нередко расценивалось с тенденциозных позиций. Эта проблема актуальна и сегодня. Принятие в 2000 г. закона о школьной «паритетности» стало итогом длительной борьбы Церкви со сторонниками секуляризма. Невзирая на формальное уравнивание конфессиональных школ с публичными, государство не предоставило гражданами возможности в полной мере реализовать предоставленное Конституцией право свободного выбора типа образования и воспитания детей. Не способствуют популярности «паритетного» образования и распространенные в общественном сознании представления о неконкурентоспособности, элитарности католической школы, которая воспринимается чуть ли не как анахронизм в эпоху, когда ставшее государственной монополией образование унифицировано и позиционируется как нейтральное и политкорректное. Ставится вопрос, происходит ли отмирание альтернативной системы образования или религиозные школы и этот сегмент образования займут или уже заняли свою нишу?
Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.