Социальный семинар имени А.А. Красикова «Модели религиозного образования в Европе: проблемы, вызовы, перспективы»

Cоциальный семинар Института Европы РАН на тему: «Модели религиозного образования в Европе: проблемы, вызовы, перспективы» 25 октября в 14:00. На семинаре будут рассмотрены модели религиозного образования в государственной школе и феномен конфессиональных школ на примере Италии. Докладчики: д.филос.н., профессор Е.М. Мирошникова и к.и.н. В.Е. Язькова.

Наука 16+

Социальный семинар имени А.А. Красикова "Модели религиозного образования в Европе: проблемы, вызовы, перспективы"

Дата и время: 25 октября 2024 года, пятница. Начало в 14.00

Семинар пройдет в гибридном формате в зале заседаний Ученого Совета ИЕ РАН.

Докладчик: Елена Михайловна Мирошникова, д.филос.н., профессор, главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра культурологических и религиоведческих исследований, Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

Содокладчик: Вероника Евгеньевна Язькова, к.и.н., с.н.с. Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН

В докладе Е.М. Мирошниковой речь пойдет о значении религиозного образования в Европе как реального механизма ответа на вызовы религиозного плюрализма. Ключевая проблема в отношении перспектив религиозного образования и кардинальном отличии подходов к его реализации: или предоставить всем религиозным меньшинствам право на преподавание в государственной школе, или не вводить обязательного урока религии, обеспечивая принцип равенства. В моделях религиозного образования реализуются различные подходы. Первая модель (конфессиональная) teaching of religions концентрируется на преподавании одной конкретной религии. Вторая модель (неконфессиональная) teaching about religions – на передаче знаний о нескольких религиях. Эти модели отражают разные подходы к задачам государственной образовательной системы. В контексте конфессиональной модели школа представляется как институт, удовлетворяющий потребности семьи и учеников. Конфессиональная модель позволяет получить и углубить знания о собственной религиозной традиции, а также содействует сохранению идентичности религиозных меньшинств. Неконфессиональная модель нацелена на реализацию потребностей общества и государства и способствует формированию национальной и в перспективе гражданской идентичности.

В.Е. Язькова рассматривает принцип «паритетности» как альтернативный государственному вариант образования на примере «паритетных школ» Италии. Католическая педагогика – заметное явление в истории страны, которое нередко расценивалось с тенденциозных позиций. Эта проблема актуальна и сегодня. Принятие в 2000 г. закона о школьной «паритетности» стало итогом длительной борьбы Церкви со сторонниками секуляризма. Невзирая на формальное уравнивание конфессиональных школ с публичными, государство не предоставило гражданами возможности в полной мере реализовать предоставленное Конституцией право свободного выбора типа образования и воспитания детей. Не способствуют популярности «паритетного» образования и распространенные в общественном сознании представления о неконкурентоспособности, элитарности католической школы, которая воспринимается чуть ли не как анахронизм в эпоху, когда ставшее государственной монополией образование унифицировано и позиционируется как нейтральное и политкорректное. Ставится вопрос, происходит ли отмирание альтернативной системы образования или религиозные школы и этот сегмент образования займут или уже заняли свою нишу?

Поделиться:

73 дня назад
25 октября 2024, начало в 14:00

Событие пройдет онлайн

Уже есть билет
Ссылка на онлайн-событие рассылается за час до его начала.
Получить ссылку

Поделиться:

Связь с организатором

На этот адрес придёт ответ от организатора.

По номеру с вами свяжется организатор

Подпишитесь на рассылку организатора

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов